В исторических источниках первые сведения о католическом приходе города
достигают второй половины XVI в. Центром прихода был костел св.Андрея, который
располагался в западной окраине городской территории вблизи Луцких ворот.
Письменным упоминанием этот старый костел зафиксирован в 1596 г.
В 1625 князь А. Заславский утвердил замену грунтов между костелом и бернардинами для построения последними комплекса монастыря. Согласно этому соглашению костел был перенесен в северную часть центра города, где он расположен и в наше время. Историк В.Гупало предполагает, что костел был построен в том месте, где князь Януш Острожский поселил бернардинцев , осуществлявших службу при замковой часовне.
Историю приходского костела дополняют книги его
визитаций, которые находятся в Заповеднике города Дубна. Эти книги содержат
отчеты по 1799, 1810, 1814 и 1816 годам. В первой книге зафиксировано документ
о предоставлении в 1612 году Владиславом-Домиником Заславским права на
обеспечение рыбой на время поста дубенского плебана. В 1676 году князь
Дмитрий Корибут Вишневецкий, белзький воевода, коронный польный гетман, передал
костелу село Тростянец с приселком Иваниничи. Зафиксировано также фундуши княгини
Теофил-Людвики Любомирской, мстиславского ловчего Адама Богдашевского,
комиссара Дубенского ординации, местного самоуправления, луцкого и дубенского
еврейских кагала. Эти предоставления измерялись деньгами (от 3000 злотых до
7000), недвижимым имуществом (усадьбы, земли), декретами и всевозможными
привилегиями.
Вот только в
неспокойном позднем средневековье среди стихий природных и человеческих выжить
деревянному храму было практически невозможно.
Только за
последнее столетие существования в деревянном облике в 1725 году костел разрушила сильная буря, испепеляющее пламя в 1749 и 1811 годах поглощало фарный костел святого Яна
Непомуки целиком, не смотря на покровительство всех владельцев Дубно
Острожских, Заславских, Любомирских и активную поддержку местной паствы. После
последнего пожара все его имущество было перенесено в бернардинскую обитель, которая стала временным
пристанищем прихода. Там совершались
богослужения бывшего фарного костела и осуществлялись другие ритуалы. В то
время, когда работал временный костел, началось строительство более
надежного, каменного. В 1816-ом был заложен глубокий фундамент, возведены стены до
шести локтей, но нестабильная политическая ситуация в стране приостановила
строительство почти на три десятилетия.
Официальной
датой окончания его возведения стал 1830 год, когда храм был освящен. Фарний костел, построенный местным священником о.
Алоизом Осинским . Причем деньги на строительство собирали всем миром,
включая щедрые пожертвования от еврейской кагалы Луцка и Дубно.
В архитектурном
плане костел представлял трехнефную базилику , сложенную из камня и
кирпича с последующим оштукатуриванием. Он является самобытным
представителем романской архитектуры с небольшими вкраплениями ренессансных
элементов: арочная ниша с фигурой святого Яна Непомуки, ризалит центрального входа
с ломанной линией фронтона, колонный портал центрального входа дорического
ордера, широкий фриз в обрамлении профилированных карнизов, высокие арки
оконных проемов, лопатки боковых фасадов, который дополняет трехпилонная
колокольня в юго-восточном углу комплекса.
Внутренний
интерьер костела выдержанный в таком же сдержанном стиле отличают две
разделяющие нефы колоннады дорического ордера, деревянная винтовая лестница на
хоры, крестовые завершения боковых и полуциркульное на распалубках центрального
нефов, пилястры тосканского ордера, раскрепованные карнизы, шлифованные
каменные половые плиты.
На фасаде фарного костела Яна Непомука в Дубно более чем через полвека
снова появилась надпись на латыни «GLORIA TIBI DOMINE», что означает «Слава
тебе, Господи!».
Трехпилонная арочная колокольня на высоком
цоколе комплекса с разорванным треугольным фронтоном, центральную часть
которого украшает квадратная надстройка на два колокола под четырехскатной
кровлей с венчающим крестом. Из декоративных элементов ее можно выделить
объемный геометрический рисунок нижней части и профилированный карниз.
На
протяжении XIX столетия костел Яна Непомуки не только вернул свою былую славу
религиозного оплота католицизма дубенской земли (в его приход входила не только
городская община, но и верующие из тридцати деревень уезда), но и превратился в
центр милосердия и просвещения: при нем действовала школа в которой
преподавались азы письма, чтения и христианства, а так же под его эгидой
действовал госпиталь с приютом для немощных.
С 1927 г. обязанности пробоща (настоятеля) в костеле Яна Непомука начал
исполнять Станислав Кузьминский. Он справлялся с обширной плебанией (служебными
и хозяйственными зданиями и штатом священников и помощников), сочетая
пастырскую службу и хозяйственную. 18 мая 1942, в номинации луцкого епископа
Станислав Кузьминский получил степень инфулата Олицкой капитула. Эта степень
оказывал священнику ряд привилегий, которые приравнивались к епископских.Именно этому настоятелю костела святого Яна Непомуки обязаны были своим
спасением новорожденные еврейские дети Дубно, так как в страшные годы Второй
мировой войны многих из них он уберег от немецкого геноцида выданным
свидетельством о крещении.Гестапо арестовало пробоща, но через покровительство князей Радзивиллов
отпустило, установив за ним слежку. В 1944 г.. Кузьминского предупредили о
новом аресте. Он поспешно уехал из Дубно, не рискнув испытывать судьбу. За особые
заслуги перед родиной инфулат Кузьминский был награжден орденом Белого Орла -
чрезвычайно высокой наградой Польши.
Согласно
"Универсальному дополнительному практическому толковому словарю". И.
Мостицкого, изданному в 2005–2012 годах словосочетание "фарный
костёл" означает церк.
приходской, принадлежащий только приходу, а не какому либо монашескому ордену и
т.п.«Фарой» называют и «приход», так что «фарный» означает «главный
костел прихода».
Костел носит
имя Яна Непомука, который родился приблизительно между 1340- м и 1350- м годом
в поселении Помук (современный чешский Непомук), недалеко от монастыря
цистерцианского ордена у холма «Зелёная Гора». В том месте, где сегодня
располагается церковь Святого Яна Непомуцкого, ранее (по устным источникам)
располагался дом, где и родился Ян. Отец Яна — Велфин — был в
1355—1367 годах бурмистром населённого пункта Помук, о матери ничего не
известно. Базовое образование Ян получил в школе при церкви святого Иакова.
В 1370 году
он стал нотариусом пражского архиепископа, в 1380 году был рукоположен в
священники.
После получения
сана продолжил образование, изучал право, в 1381 году получил степень
бакалавра в Праге, а в 1387 году в Падуе — докторскую степень.
В
1389 году стал каноником Вышеградского капитула и был назначен генеральным
викарием пражского архиепископства.
Чешский король
Вацлав IV (1378—1419) постоянно конфликтовал с высшим духовенством страны,
отстаивал приоритет светской власти и вмешивался во внутрицерковные дела,
полагая пражское архиепископство одним из главных своих оппонентов во
внутренней политике.
Утром 20 марта 1393 года во время встречи короля Вацлава IV с архиепископом пражским Яном из Йенштейна в Храме Девы Марии под цепью король приказал схватить и заточить в тюрьму бывших в свите архиепископа Яна Непомуцкого, Микулаша Пухника, пробста Вацлава Кноблоха и Непра из Роупова. Вскоре товарищи Яна были отпущены, а Ян умер от мучительных пыток. После этого тело его сбросили в мешке с Карлова моста во Влтаву. Убийство Яна Непомуцкого имело широкий резонанс, оно послужило поводом к свержению Вацлава с германского престола, об отношении к делу Непомуцкого спрашивали на допросах на Констанцском соборе Яна Гуса, который отрицал своё сочувствие королю. Конкретная причина, по которой гнев короля обрушился именно на Яна Непомуцкого, точно не известна. В 1433 г. хронисты выдвинули предположение, весьма вероятное, но точно не доказанное, что Ян отказался раскрыть королю тайну исповеди королевы, духовником которой он был.
По преданию, в
том самом месте, где тело святого погрузилось во Влтаву, над водой возникло
свечение в виде 5 звезд, с тех пор Непомуцкий изображается с пятью звездами над
головой. Место, возле которого Яна сбрасывали через перила, можно увидеть по
правую руку на пути по мосту в сторону Мала Страны, это место отмечено
вмурованным в перила моста крестом и двумя медными гвоздями неподалеку от
креста.
Тело св. Яна
было извлечено из Влтавы и впоследствии захоронено в кафедральном соборе святого
Вита в Праге.
В советские
времена в помещении костела находился спортзал
местной спортивной школы.
В 1990г. здание получило статус памятника архитектуры.
Возродился римско-католический приход в Дубно в нач. 90-х гг. Сначала католики
имели право отправлять богослужение только в воскресенье и праздники, а уже в
1991 г. костел был неофициально возвращен верующим. Ну а в 1994 году. городская
власть вернула храм местной римо-католической пастве.
Судя по надписям на старых фотографиях, улица на которой находится костёл носила название-Фарной.
Судя по надписям на старых фотографиях, улица на которой находится костёл носила название-Фарной.
В 2012 году тут
отмечался 400-летний юбилей прихода.

Комментариев нет:
Отправить комментарий