вторник, 17 января 2017 г.

Дубно. Фарный костел Святого Яна Непомука.

        В исторических источниках первые сведения о католическом приходе города достигают второй половины XVI в. Центром прихода был костел св.Андрея, который располагался в западной окраине городской территории вблизи Луцких ворот. Письменным упоминанием этот старый костел зафиксирован в 1596 г. 


        
        В 1625 князь А. Заславский утвердил замену грунтов между костелом и бернардинами для построения последними комплекса монастыря. Согласно этому соглашению костел был перенесен в северную часть центра города, где он расположен и в  наше время. Историк В.Гупало предполагает, что  костел был построен в том месте, где князь Януш Острожский поселил бернардинцев , осуществлявших службу при замковой часовне.
     Историю приходского костела дополняют книги его визитаций, которые находятся в Заповеднике города Дубна. Эти книги содержат отчеты по 1799, 1810, 1814 и 1816 годам. В первой книге зафиксировано документ о предоставлении в 1612 году Владиславом-Домиником Заславским права на обеспечение рыбой на время поста дубенского плебана. В 1676 году князь Дмитрий Корибут Вишневецкий, белзький воевода, коронный польный гетман, передал костелу село Тростянец с приселком Иваниничи. Зафиксировано также фундуши княгини Теофил-Людвики Любомирской, мстиславского ловчего Адама Богдашевского, комиссара Дубенского ординации, местного самоуправления, луцкого и дубенского еврейских кагала. Эти предоставления измерялись деньгами (от 3000 злотых до 7000), недвижимым имуществом (усадьбы, земли), декретами и всевозможными привилегиями.
      Вот только в неспокойном позднем средневековье среди стихий природных и человеческих выжить деревянному храму было практически невозможно.
          Только за последнее столетие существования в деревянном облике в 1725 году костел разрушила сильная буря, испепеляющее пламя в 1749 и 1811 годах поглощало фарный костел святого Яна Непомуки целиком, не смотря на покровительство всех владельцев Дубно Острожских, Заславских, Любомирских и активную поддержку местной паствы. После последнего пожара все его имущество было перенесено в бернардинскую обитель, которая стала временным пристанищем прихода. Там совершались богослужения бывшего фарного костела и осуществлялись другие ритуалы. В то время, когда работал временный костел, началось строительство  более надежного, каменного. В 1816-ом был заложен глубокий фундамент, возведены стены до шести локтей, но нестабильная политическая ситуация в стране приостановила строительство почти на три десятилетия. 
      Официальной датой окончания его возведения стал 1830 год, когда храм был освящен. Фарний костел, построенный местным священником о. Алоизом Осинским . Причем деньги на строительство собирали всем миром, включая щедрые пожертвования от еврейской кагалы Луцка и Дубно.
      В архитектурном плане костел представлял  трехнефную  базилику , сложенную из камня и кирпича с последующим оштукатуриванием. Он  является самобытным представителем романской архитектуры с небольшими вкраплениями ренессансных элементов: арочная ниша с фигурой святого Яна Непомуки, ризалит центрального входа с ломанной линией фронтона, колонный портал центрального входа дорического ордера, широкий фриз в обрамлении профилированных карнизов, высокие арки оконных проемов, лопатки боковых фасадов, который дополняет трехпилонная колокольня в юго-восточном углу комплекса.
Внутренний интерьер костела выдержанный в таком же сдержанном стиле отличают две разделяющие нефы колоннады дорического ордера, деревянная винтовая лестница на хоры, крестовые завершения боковых и полуциркульное на распалубках центрального нефов, пилястры тосканского ордера, раскрепованные карнизы, шлифованные каменные половые плиты.
    На фасаде фарного костела Яна Непомука в Дубно более чем через полвека снова появилась надпись на латыни «GLORIA TIBI DOMINE», что означает «Слава тебе, Господи!».
     Трехпилонная арочная колокольня на высоком цоколе комплекса с разорванным треугольным фронтоном, центральную часть которого украшает квадратная надстройка на два колокола под четырехскатной кровлей с венчающим крестом. Из декоративных элементов ее можно выделить объемный геометрический рисунок нижней части и профилированный карниз.
        На протяжении XIX столетия костел Яна Непомуки не только вернул свою былую славу религиозного оплота католицизма дубенской земли (в его приход входила не только городская община, но и верующие из тридцати деревень уезда), но и превратился в центр милосердия и просвещения: при нем действовала школа в которой преподавались азы письма, чтения и христианства, а так же под его эгидой действовал госпиталь с приютом для немощных.
    Достаточно интересными с точки зрения истории есть и другие сведения, которые подаются в книгах визитаций фарного костела. Например, в приход костела входило 30 деревень Дубенского уезда, где больше всего католиков проживало в Дитиничи (54 человека), Молодаво (44), Мирогоще (40), Тараканове (в документе Троканов, 34), и меньше (по 1 человеку) в Переросле , Буще, Судобичах. В инвентарях недвижимого и движимого имущества, принадлежащих к костелу сел Сады, Тростянец, поселка Иваниничи, пригорода Забрамы подаются поименные списки подданных. В селах фигурируют исключительно украинские фамилии, а на Юридице (от вала до Ильинского собора) - исключительно польские. Подается также детальное описание земель и сенокосов, поместий (тростянецкого и дубенского), скота, птицы, лесов и садов. Немало места отведено описаниям интерьера и атрибутики костела (алтарь, иконы, кресты, дарохранительницы, одежда священников, книги). В костельных книгах находим названия улиц города Дубна - Замковая, Фарская, Панская, Паненська, Твердая, Ладная, Чернеччина, Забрама (дословно - Забрама Луцка), Бернардинская, Сурмицька, Сурмицький пригород.
      С 1927 г. обязанности пробоща (настоятеля) в костеле Яна Непомука начал исполнять Станислав Кузьминский. Он справлялся с обширной плебанией (служебными и хозяйственными зданиями и штатом священников и помощников), сочетая пастырскую службу и хозяйственную. 18 мая 1942, в номинации луцкого епископа Станислав Кузьминский получил степень инфулата Олицкой капитула. Эта степень оказывал священнику ряд привилегий, которые приравнивались к епископских.Именно этому настоятелю костела святого Яна Непомуки обязаны были своим спасением новорожденные еврейские дети Дубно, так как в страшные годы Второй мировой войны  многих из них он уберег от немецкого геноцида выданным свидетельством о крещении.Гестапо арестовало пробоща, но через покровительство князей Радзивиллов отпустило, установив за ним слежку. В 1944 г.. Кузьминского предупредили о новом аресте. Он поспешно уехал из Дубно, не рискнув испытывать судьбу. За особые заслуги перед родиной инфулат Кузьминский был награжден орденом Белого Орла - чрезвычайно высокой наградой Польши.
    Согласно "Универсальному дополнительному практическому толковому словарю". И. Мостицкого, изданному в 2005–2012 годах словосочетание "фарный костёл" означает церк. приходской, принадлежащий только приходу, а не какому либо монашескому ордену и т.п.«Фарой» называют и «приход», так что «фарный» означает «главный костел прихода».
       Костел носит имя Яна Непомука, который родился приблизительно между 1340- м и 1350- м годом в поселении Помук (современный чешский Непомук), недалеко от монастыря цистерцианского ордена у холма «Зелёная Гора». В том месте, где сегодня располагается церковь Святого Яна Непомуцкого, ранее (по устным источникам) располагался дом, где и родился Ян. Отец Яна — Велфин — был в 1355—1367 годах бурмистром населённого пункта Помук, о матери ничего не известно. Базовое образование Ян получил в школе при церкви святого Иакова.
       В 1370 году он стал нотариусом пражского архиепископа, в 1380 году был рукоположен в священники.
После получения сана продолжил образование, изучал право, в 1381 году получил степень бакалавра в Праге, а в 1387 году в Падуе — докторскую степень.
       В 1389 году стал каноником Вышеградского капитула и был назначен генеральным викарием пражского архиепископства.
      Чешский король Вацлав IV (1378—1419) постоянно конфликтовал с высшим духовенством страны, отстаивал приоритет светской власти и вмешивался во внутрицерковные дела, полагая пражское архиепископство одним из главных своих оппонентов во внутренней политике.
     
    Утром 20 марта 1393 года во время встречи короля Вацлава IV с архиепископом пражским Яном из Йенштейна в Храме Девы Марии под цепью король приказал схватить и заточить в тюрьму бывших в свите архиепископа Яна Непомуцкого, Микулаша Пухника, пробста Вацлава Кноблоха и Непра из Роупова. Вскоре товарищи Яна были отпущены, а Ян умер от мучительных пыток. После этого тело его сбросили в мешке с Карлова моста во Влтаву. Убийство Яна Непомуцкого имело широкий резонанс, оно послужило поводом к свержению Вацлава с германского престола, об отношении к делу Непомуцкого спрашивали на допросах на Констанцском соборе Яна Гуса, который отрицал своё сочувствие королю. Конкретная причина, по которой гнев короля обрушился именно на Яна Непомуцкого, точно не известна. В 1433 г. хронисты выдвинули предположение, весьма вероятное, но точно не доказанное, что Ян отказался раскрыть королю тайну исповеди королевы, духовником которой он был.
       По преданию, в том самом месте, где тело святого погрузилось во Влтаву, над водой возникло свечение в виде 5 звезд, с тех пор Непомуцкий изображается с пятью звездами над головой. Место, возле которого Яна сбрасывали через перила, можно увидеть по правую руку на пути по мосту в сторону Мала Страны, это место отмечено вмурованным в перила моста крестом и двумя медными гвоздями неподалеку от креста.
Тело св. Яна было извлечено из Влтавы и впоследствии захоронено в кафедральном соборе святого Вита в Праге.
      В советские времена в помещении костела находился спортзал местной спортивной школы.
        В 1990г. здание получило статус памятника архитектуры. Возродился римско-католический приход в Дубно в нач. 90-х гг. Сначала католики имели право отправлять богослужение только в воскресенье и праздники, а уже в 1991 г. костел был неофициально возвращен верующим. Ну а в 1994 году. городская власть вернула храм местной римо-католической пастве.
         Судя по надписям на старых фотографиях, улица на которой находится костёл носила название-Фарной. 
         В 2012 году тут отмечался 400-летний юбилей прихода.



















Комментариев нет:

Отправить комментарий