суббота, 7 января 2017 г.

Дубно.Монастырь бернандинцев.

Монахи-бернардинцы

          


      Бернардинцы, или Бернардинские монахи - это название носили во Франции и Италии цистерцианские монахи, придерживавшиеся более строгого устава бенедиктинского в память св. Бернарда Клервоского . В Польше и Литве бернардинцами называли орден, который по отношению к соблюдению монашеской дисциплины занимал среднее положение между меньшим и строжайшим уставами св. Франциска Ассизского и именовался меньшею братией, обсервантами.  Обсервантов же назвали в Польше бернардинцами от церкви, построенной в 1453 г. Казимиром I V Ягеллоном в честь св. Бернарда Сиенского, главного преобразователя этого ордена. 
Это явно период православия, судя по куполам.

       Бернардинцы носят темно-серые или коричневые рясы с заплатками, в знак нищенства опоясываются белым шерстяным шнурком с тремя узлами, напоминающими три главные обета, и бреют большую часть головы. На печати, общей всем отделениям бернардинского ордена, изображены две руки, скрещенные под крестом, одна из них голая, другая в рукаве, символически обозначающие общность страданий св. Франциска с Христом.   


   В 1614 году князь Януш Острожский, первый католик из рода Острожских , приглашает в Дубно монахов бернардинцев и  селит  их  в замковой  часовне. Очевидно, бернардинцы  нашли в  Дубно  благодатную почву, т.к. их становилось все больше и больше.







      В то же время князь ходатайствует перед Луцкой консисторией об обмене территории приходского костела св. Андрея на участок Бернардинского монастыря. Письменным упоминанием этот старый костел св. Андрея зафиксирован в 1596 году.
  Вблизи старого костела существовало городское кладбище, в значительной мере оно было застроенное костелом монастыря бернардинцев в 1629 г.. Исследуя крипте захоронения в костеле бернардинцев, В.Гупало обнаружила подфундаментные захоронения, которые были датированы второй половиной XVI в. Это дало возможность связывать их со старым кладбищем.

    Для построения обители Януш Острожский выделил очень обширный участок земли на западной окраине города, вблизи оборонной башни, которая охраняла въезд в Дубно со стороны Луцка (отсюда и ее название - Луцкие ворота), и рядом с оборонным валом. Эта территория включала также и старый костел св. Андрея и прилегающее к нему кладбище. Не вызывает сомнений, что получив новый участок, бернардины взяли под свою опеку и бывший приходской храм. Этим и объясняется то, что   Януш Острожский,  уже начавший   строить  костел, селит монахов, временно в Луцкой браме.
       Как гласила надпись на памятной плите, которая была вмурована в стену южного фасада жилого корпуса монастыря, строительство костела началось 13 июля 1617 года. Янушем Острожским был заложен краеугольный камень будущей обители.
  

 

В 1620 году князь Януш уходит в мир иной.
    Строительство собственно всего комплекса происходило уже при Александре Заславском. В 1625 г. он предоставил привилегию на строительство дубенского Бернардинского костела и монастырских помещений. В следующем году от имени своего малолетнего сына Владислава Доминика Александр Заславский заменил привилегию на дарственную,  приписывая монастырю еще и землю под городским рвом, а также кирпичный завод, который должен способствовать строительству.

       В 1647 в монастыре проживало 23 монахов.

   Строительство завершалось при Любомирских и Сангушко. Весь монастырский комплекс закончен к 1658 году. Подземелье костела было усыпальницей основателей, светских и духовных лиц. Архивные материалы свидетельствуют, что крипты содержали в себе склепы благородных родов Любомирских, Ильинских, Франковских. Размеры монастыря впечатляют - 55 на 22 м. Костёл  представляет собой трухнефную, шестистолбовую базилику с нартекстом. К вытянутой пяти ярусной восточной части прилегает небольшой объем и пяти ярусная башня-колокольня с барочным завершением. Костел посвящается Пречистой Девы Марии Непорочного зачатия.

      В 1658 г. был построен монастырский дом (флигель), а затем другие хозяйственные постройки. При возведении стены вокруг монастыря образовалось два двора - двор костела, на котором находилось кладбище и чуть больше - монастырский двор со стороны монастыря. Основные хозяйственные деревянные постройки находились в Кляшторном дворе (хлева, конюшни, навесы) и каменные (погреб, флигель, оранжерея).


  

       Кельи расположены восточнее костела, первоначально соединялись с ним. Сложены из песчаника и кирпича на известковом растворе. Сооружение двухэтажное, состоит из нескольких корпусов, образующих в плане Ш-подобиую конфигурацию. Северный фасад укреплен двумя угловыми контрфорсами. Фасады лишены первоначального декора, только на северо-восточном корпусе частично сохранились пилястры, над которыми раскрепован венчающий карниз. В нескольких помещениях этого корпуса сохранились крестовые своды.

      В восточной части монастыря располагался сад с плодовыми деревьями и овощными культурами. Кроме зданий в пределах усадьбы монастыря еще были дома за ограждением. С севера, под валом, находился деревянный дом, т. н. «Пивовар», который служил пивоварней. У него находился дом пивовара и несколько домов служителей монастыря. С южной стороны, которая ведет к центру города, костелу принадлежал деревянный дом госпиталя для бездомных. Монастырь удерживался на фундуш владельцев города. Кроме того, ему принадлежали части доходов от средств и продуктовых запасов для экономии - поместья Горбачина и семи сел. Расположение костела и монастыря на окраине города увеличивало его обороноспособность. Мощная башня-колокольня костела выполняла сторожевые и оборонительные функции.

          В 1687 г. художник-бернардинец Францишек Лексицький нарисовал для большого алтаря образ Непорочного Зачатия Девы Марии.
  

     

    В начале июля 1720 года в монастырском комплексе произошел крупный пожар. Во время него сгорел жилой корпус монастыря и костел. В огне также погибла церковная утварь и архив. Князь Януш Сангушко выделил средства для восстановления интерьера и на литургические наряды, кстати, многие вещи он подарил. В 1735 г. Казимир Ильинский предоставил фундуш для приобретения литургического наряда и часов для колокольни монастыря.
     Еще раньше, в 1720 г. этот же К. Ильинский вместе с женой Розали берутся за строительство в монастырском саду алтарей Крестного Пути. Уже к 1730 г., как считает Н. Голиховський, были выстроены 14 часовен.
    Судя по скульптуре, ныне хранящейся во Львовском национальном музее, в создании этих алтарей участвовали ученики известного в мире мастера резьбы Иоанна Пинзеля. В частности, здесь работал его ученик Франсиско Оленской, впоследствии алтари были перенесены в новопостроенный костел. В бернардинском костеле сохранились и фрески XVIII века.
        Следующий пожар в ночь с 19 на 20 марта 1764 ., пожалуй, был самым большим и самым масштабным за всю историю этого монастыря. Только через 20 лет, 19 марта 1784 года, костел освящает Ян-Хризост Качковский. Очевидно, именно столько понадобилось лет на восстановление храма.

      В 1775 г. был решен с Анной Ильинской вопрос по поводу алтарей Страстей Господниx. Их перенесли в храм. Анна Ильинская заказала в Гданске Кальварийские образы на медной жести, которые оправили деревянные резные рамы, окрашенные в зеленый цвет и разместили на побеленных стенах.
      При монастыре на протяжении 18-нач.19 в.в. находилось высшее учебное заведение. Здесь читали лекции не только по теологии,но и по философии, физике, астрономии, физиологии,истории. Возможно, и медицинским наукам, так как при монастыре находилась больница. Высшая школа просуществовала более 100 лет. Была собрана большая библиотека. Но в 1831 году, во время польско-русской войны, более 5 тыс. томов было вывезено. Дубненские монахи занимались также выращиванием, сбором лекарственных трав и приготовлением лекарств для монастырской аптеки, а также для местных больниц. 

         При костеле функционировало четыре братства: Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, св. Анны, Пояса св. Франциска и Ангела-Хранителя. В 1717 г. Казимир Илинский, воевода киевский и староста нежинский, вместе с женой Розали родом из Зелинских основали фонд еще одного братства - Святого Креста и Трубачей, на что выделили 8 000 злотых. Особенностью этого сообщества было присутствие трех трубачей, которые имели обязанность ежедневно утром и вечером играть перед Большим алтарем в честь Богородицы. Кроме этого, они должны были трубить во время обедни Братства в среду перед алтарем Яна из Дукли, а в пятницу - перед алтарем Распятого Иисуса, построенного Ильинскими.

        Выдающаяся религиозная и социальная роль монастыря бернардинцев в истории города заключается в том, что он служил усыпальницей для большого количества духовных и светских лиц. В общем были найдены сведения о 129 духовных лицах (среди которых: епископ Кареополитанський о.Качковський, провинциалы провинции: о.Люринович, о.Билинський) и 40 светских лиц (в том числе князья Юрий Заславский - Острожский, Януш Сангушко, Марцелий, Казимир, Михаил и Константин Любомирские). Временно в костельных криптах был похоронен польский военный деятель - Чарнецкий.
            В 1793 году Волынь вошла в состав России и спокойная жизнь монахов закончилась. После подавления польского восстания 1830-1831г.г. двести католических костелов было закрыто, но Дубненский монастырь как-то еще существовал. 

             Монастырь смог бы просуществовать до 1852 года, а это более двухсот лет. Но в это время сгорает Николаевский собор и правительство обязывает князя Любомирского (владельца Дубно в то время) построить новый собор. Любомирский отказывается и тогда все помещения монастыря бернардинцев передают православным. Костел приспособили под ортодоксальный собор.
          Одну часть бывших помещений монахов отдают для жилья  духовенства, а другую - архива уездного суда.        Крышу костела, когда то покрытую черепицей, а позже гонтом, покрывают жестью; достраивают  одну каменную и пять деревянных бань; стенную роспись в католическом духе переделывают на православную, в т. ч. латинские надписи заменены славянскими, а 4-х римских пап перерисовано на 4-х евангелистов.

        Костел переосвятили,а бывшие монастырские помещения бернардинцев передали в наём под мастерские 19 пехотного костромского  полка. Монастырские кельи переоборудовали под госпиталь.
      Так же были разобраны монастырские здания и был уничтожен земляной вал, который находился с западной стороны.

            В 1909 здание монастыря передают женском православному монастырю. 
        В 20-е годы прошлого века можно было еще увидеть фрагменты настенной живописи XVII в., вероятно выполненные художником Т. Жебровским . В Дубненском музее находится латунный пятисвичник высотой 170 см, пьедесталом которого служили три фигуры львов. Таких подсвечника было всего два, один был в Богоявленский церкви в Остроге, а второй в бернардинском Дубненском костеле. Изготовлены они по заказу князя Константина Острожского мастером Лукой Фриделянтом из Гданьска в 1575г.
        После Первой Мировой войны Волынь вновь оказалась в составе Польши. И в 1919 году  все костелы и монастыри, переделанные  под православные,  начали возвращать католикам.   В  1921   польское   правительство   отдает  здание  монастыря    монахам-бернардинцам. И опять началась замена святынь и придание костелу первоначального вида. Выбросили иконостас, перерисовали настенную роспись и срезали деревянные бани, в 1937 году снова состоялась  реставрация костела - заменили пирамидальное завершение колокольни фигурным в стиле барокко, каким оно было в конце XIX века. Существует рассказ жительницы Дубно А. Рафальской, что когда возникла необходимость сбросить православные бани, долго не было желающих  это сделать, хотя награда была обещана крупная. Наконец нашелся желающий, поляк Стась Мазуркевич. Было это 1925 году, Мазуркевич залез на крышу и начал спиливать и разваливать бани, а тем временем священник того костела ходил внизу вокруг него с молитвенником в руках и молился, чтобы Мазуркевич не упал с крыши. Но это не помогло, потому что он все-таки упал, но, когда падал, за что зацепился и это смягчило его столкновения с землей. Он остался жив, но повредил руки, и они начали ему усыхать. Стась молился о выздоровлении, затем стал поститься. Он просидел на хлебе и воде 40 дней, но ему не стало. Впоследствии он все же поправился, но произошло это гораздо позже.
       На на этот раз бернардинцы в монастыре долго не задержались: в 1931 году в комплексе монастыря разместилась папская миссия «Про Руссія» ( «Для России») с католической семинарией. Ее задачей было воспитывать ксендзов восточного обряда, чтобы они распространяли католичество среди православных.
       В  1939 года, когда на территорию Волыни вступили войска советской армии, монастырский костел переоборудовали под склад, помещения жилого корпуса заняла фабрика. И лишь в 1993 году весь архитектурный комплекс был передан в духовное ведомство.
     
    
Каждая выбоина на этой стене, с восточной стороны костела, это чья-то жизнь. Тела расстрелянных сбрасывали в монастырские подземелья через те отверстия, возле которых сейчас стоят венки.
       В 1986 году по распоряжению председателя Дубненского горисполкома подземелья "очистили",а то, что осталось,вывезли на свалку. Заодно туда же отправили и гробы с останками князей Любомирских из их семейной усыпальницы.       

            Весьма вероятно, что именно через этот монастырь татарка-служанка привела в город подземным ходом казака Андрия – сына Тараса Бульбы. И Ваш покорный слуга с навеянным романтизмом, после прочтения книги, искал с товарищами тайные входы на склонах монастырских укреплений.         

              В бывшем костеле сейчас вновь православная Свято-Николаевская церковь.
      

                                         Костел монастыря бернардинцев в г. Дубно. Общим вид. План.















Комментариев нет:

Отправить комментарий