воскресенье, 29 января 2017 г.

Дубно. Монастырь кармелиток.





В самом начале 13 века на горе Кармель, которая находится в Израиле, поселились изгнанные из Иерусалима крестоносцы, обосновавшие здесь Орден с красивым названием - кармелиты. Два века спустя в Италии появились и женские общины - кармелитки. У них был очень строгий устав. У каждого кармелита должна была быть отдельная келья, вся жизнь должна была посвящена молитве, молчанию и строгому посту. А еще их отличительной особенностью был плащ в полоску, которая в свое время вызывала много споров.

Ефросинья Острожская обеспечивает не только материальную, финансовую и административную помощь в строительстве костела кармелиток на славу святого Иосифа, но и выделяет удобный участок для его расположения, на пересечении дорог из Ровно и Луцка.
Так уже в 1630-м деревянный католический храм на северной окраине города, рядом с древним православным Крестовоздвиженским монастырем, в документах фигурирует, как действующий, что подтверждает польский краевед Н. Орлович, хотя о строительстве обители для сестер на тот момент еще не говорилось.   Из-за хрупкости дерева как строительного материала или по другим причинам в 1690 году на средства Анастасии Чернецкой на прежнем месте строится новый кармелитский деревянный храм, рядом со сведенным два года ранее(строительство было начато в 1686-м)  по инициативе Тофилии Любомирской (1754 - 1709) деревянного же келийного корпуса, что подтверждается описанием от 1702 года.
Визитационное описание 1833 года предоставляет правдоподобную ведомость о том, что каменный костел и каменный монастырь начали строиться под наблюдением княгини А.Чернецкой (благодетельницы монастыря) в 1721 году. После этого, вероятной кажется дата 1741 г., когда произошло новое освящение костела  в честь святого Иосифа и пресвятой Девы Марии епископом Луцким и Брестским Франтишеком Кобельським. Об этом освящении говорится почти во всех инвентарях. Эта дата - наиболее достоверная в отношении окончания строительства существующего ныне кирпичного костела.
Историк ордена кармелитов Ходиницкий приводит тот факт, что первое освящение костела и ввод монахинь в новый монастырь состоялось в 1702 году, при посредничестве епископа С. Беганского. Все эти здания были деревянными, об этом указывается в инвентарных описях.
О здание монастыря в визитационных описаниях говорится, что он строился в основном с 1741 по 1742 годы, но не был закончен. Состоятельные монахини достраивали монастырь на протяжении второй половины XVIII в. своими средствами. Следует отметить, что в это время г. Дубно стал одним из самых богатых на Волыни центров торговли, выдающимся культурным центром, в городе были переведены контрактные ярмарки, в Дубно приезжала окраинная шляхта, были построены крупные имения в уезде.
В 1813 году после пожара был восстановлен и отреставрирован костел. Этот ремонт или обновления были капитальными, так как в описаниях говорится, что над костелом были сведены своды, крыша, костел по центру и с южного фасада  был оштукатурен, что можно трактовать как расписан, или как окрашен. Вероятно, речь идет о живописи на своде костела.
В 1815 году после сокрушительного пожара был заново отстроен и отреставрирован дом монастыря. Поскольку существуют документы на монастырь и костел по состоянию, в котором здания были сразу же после этих ремонтов или реставраций, можно определить, что оформление памятников архитектуры полностью сформировались на тот момент и почти не изменялись на протяжении всего XIX века. Монастырь и костел в своих фасадных частях приобрел некоторые черты раннего классицизма. Неизвестный нам архитектор сделал изысканную экзотическую декорацию фасада, которую автор статьи о городе Дубно от 1881 года, прокомментировал таким образом, что видел монастырь и назвал его мавританским. Здания построены в ретроспективных стилях - неоготическом, мавританском, которые были распространены в архитектуре раннего классицизма.
Следует заметить, что в то самое время, когда реставрировали монастырь и костел кармелитов, в Дубно плодотворно работал выдающийся архитектор классицизма Генрик Иттар, итальянец по происхождению, а также другой талантливый архитектор Доминик Мерлини. Иттар даже поселился с семьей в Дубенском уезде.
В дальнейшем монастырский комплекс претерпел еще один пожар в 1844 году, после чего он был отстроен. В 1855 году был проведен очередной ремонт монастыря.
        Монастырский комплекс парадным фасадом обращен к югу. Костел был построен в стиле раннего барокко. Его южный фасад был завершен треугольным фронтоном, который уничтожен недавно.
Кельи находятся в корпусе, имеющем форму буквы Г. Здание двухэтажное, вдоль переднего фасада проходит открытая арка-галерея. Главный вход оформлен барочным порталом с тремя лепными вазами наверху.
Между костелом и монастырем существует небольшая колокольня, которая потеряла первоначальное внутреннее планирование, и деревянный верх с рупорами. Когда-то в помещении колокольни были, вероятно, винтовые лестницы наверх, от которых осталась только шахта. В XIX веке на колокольне было 3 колокола. В 50-х годах XX в. изменена крыша костела на 4-стороннюю, фронтон костела разобран.
Участок современного парка в целом совпадает с конфигурацией старинной ограды монастыря по состоянию на XVIII век. Сохранились две линии старинной ограды с юга и с востока. Ограждение сложено из оштукатуренного  кирпича и побелено. В средине ХХ века с запада хранились фрагменты каменной ограды, которая позже была заменена металлической сеткой.
Старинный монастырь имел большой участок под садами и огородами, которые простирались на восток и на запад от ограждения монастырского подворья. В начале XX века, после того, как было проведено шоссе «Дубно – Ровно», сад с запада был ликвидирован. В XIX веке дворы монастыря и костела были разделены на две части узким проходом, который вел к парадному входу в монастырь. Восточная половина двора представляла собой типичный монастырский погост с фруктовыми деревьями и скульптурной композицией религиозного содержания. Композиция состояла из двух статуй - Богоматери, которая была обращена к городу, и Иисусом - с противоположной стороны. Эти скульптуры были установлены в двусторонней часовне, которая состояла из столбов, над которыми были своды с гонтовой крышей. По данным старожилов города, недалеко от часовни, была пристроена к каменной ограде с юга, сквозная аркада - колокольня. В этом погосте, ближе к забору, размещался дом для ксендзов, кухонные и деревянные хозяйственные помещения.
В XIX веке западная половина современного парка была предназначена для овощного огорода. Под ее оградой находился костельный пансион с прачечной и хозяйственными помещениями. За ним простирался монастырский болотный сенокос Горбачин.
Внутренний двор монастыря, прилегающий к тыльному фасаду зданий, выходил также на болотистую местность. Слева, за костелом, еще был овощной огород, где были построены деревянные конюшня и хлев каркасной конструкции. Тыльная сторона огорода и внутреннего двора замыкалась застройкой из нескольких деревянных жилых домов.
Кстати, монастырю принадлежало село Знесення (впоследствии - пригород Дубна).
Монахини этого монастыря жили по строгим правилам. Они ходили босыми, ели стоя, спали в гробах, подвергали тело испытанием. Монахинь, которые воспитывали девушек, дубенчане называли  паненками. И это дало название улице, ведущей к монастырю, Паненська (теперь Шевченко).
Во времена существования монастыря кармелиток дорога к православному Крестовоздвиженскому монастырю вела только через ворота этого католического монастыря, другой прохода не было. Начальница кармелиток велела запереть монастырские ворота и монахи Крестовоздвиженского монастыря были заперты в своем монастыре, как в тюрьме. Почаевская лавра, которой принадлежал Чеснохрестский скит требовала передачи всего кармелитского монастыря Крестовоздвиженской пустыне. Было это в 1867, а дело закончилось в 1890 году, когда вся территория кармелитского монастыря вместе со зданиями по царскому указу была передана Крестовоздвиженской пустыни, а монахини были переведены в другое место. Перед отъездом они уничтожили в монастыре все, что можно было уничтожить, - окна, полы, печки, а землю и здания передали в фиктивную аренду. Православное ведомство за короткий срок перестроило здания монастыря. Так, в начале ХХ в., над въездными воротами появилась высокая колокольня. Костел также был увенчан высоким куполом и был преобразован в храм св. Иова.
С приходом польской власти в 1921 году все надстройки (колокольня и церковь) были уничтожены, а сам комплекс передан католическим монахам-кармелитам босым.
Но эти монахи хозяйничали в нем недолго. В 1922 году костел и монастырь были переданы римско-католическому девичьему монастырю Провидения Божия.
 Эти монахини ввели при монастыре профессиональное училище для девушек, где кроме общеобразовательных предметов, учили еще и домоводства, кройки и шитья. В этом училище учились не только польские девушки, но и православные украинки.
           После 1936 монастырь был ликвидирован. Сразу после Второй мировой войны монастырь был приспособлен под медицинское учреждение –онкодиспансер.
С осени 2004 года тут действует православный Свято-Варваринский женский монастырь. На сегодня в монастыре организованы регулярные богослужения, духовенство и сестры занимаются жильцами хосписа, который сейчас находится в здании. В обители есть много святынь Православной Церкви, в том числе частицы мощей святых: великомученицы Варвары и великомученика и Целителя Пантелеимона; прп. Агпита, целителя Киево-Печерского и прп. Иова Почаевского; одного из убитых в Вифлееме младенцев.
Несмотря на то, что  сооружение внешне очень изменилось , исчезли барочный фронтон, сам костел разделили на два этажа, на южном фасаде уничтожена почти вся архитектурная детализация, этот комплекс смотрится красиво.
Еще в XIX в. существовало предание, согласно которому в древности на той части города, где находится монастырь кармелиток и улица Паненьська (ныне Шевченко) когда-то рос дубовый лес, у которого возникло поселение Дубенка, которое затем переросло в город. Очень вероятно, что в народном предании отражены исторические реалии, поскольку действительно город с таким названием мог развиться в окрестностях дубового леса. Наряду с этим, возможно, что укрепление городища были построены из дубового дерева.

 






























Комментариев нет:

Отправить комментарий