В самом начале 13 века
на горе Кармель, которая
находится в Израиле, поселились
изгнанные из Иерусалима крестоносцы, обосновавшие здесь Орден с красивым
названием - кармелиты. Два века спустя
в Италии появились и женские общины - кармелитки. У них был очень строгий
устав. У каждого кармелита должна была быть отдельная келья, вся жизнь
должна была посвящена молитве, молчанию и строгому посту. А еще их отличительной особенностью был плащ в
полоску, которая в свое время вызывала много споров.
Ефросинья
Острожская обеспечивает не только материальную, финансовую и административную
помощь в строительстве костела кармелиток на славу святого Иосифа, но и
выделяет удобный участок для его расположения, на пересечении дорог из Ровно и
Луцка.
Так
уже в 1630-м деревянный католический храм на северной окраине города, рядом с
древним православным Крестовоздвиженским монастырем, в документах фигурирует,
как действующий, что подтверждает польский краевед Н. Орлович, хотя о строительстве
обители для сестер на тот момент еще не говорилось. Из-за хрупкости дерева как строительного
материала или по другим причинам в 1690 году на средства Анастасии Чернецкой на
прежнем месте строится новый кармелитский деревянный храм, рядом со сведенным
два года ранее(строительство было начато в 1686-м) по инициативе Тофилии Любомирской (1754 -
1709) деревянного же келийного корпуса, что подтверждается описанием от 1702
года.
Визитационное описание 1833 года предоставляет
правдоподобную ведомость о том, что каменный костел и каменный монастырь начали
строиться под наблюдением княгини А.Чернецкой (благодетельницы монастыря) в
1721 году. После этого, вероятной кажется дата 1741 г., когда произошло новое освящение
костела в честь святого Иосифа и пресвятой Девы Марии епископом Луцким и Брестским Франтишеком
Кобельським. Об этом освящении говорится почти во всех инвентарях. Эта дата -
наиболее достоверная в отношении окончания строительства существующего ныне
кирпичного костела.
Историк ордена кармелитов Ходиницкий приводит
тот факт, что первое освящение костела и ввод монахинь в новый монастырь
состоялось в 1702 году, при посредничестве епископа С. Беганского. Все эти
здания были деревянными, об этом указывается в инвентарных описях.
О здание монастыря в визитационных описаниях
говорится, что он строился в основном с 1741 по 1742 годы, но не был закончен.
Состоятельные монахини достраивали монастырь на протяжении второй половины
XVIII в. своими средствами. Следует отметить, что в это время г. Дубно стал
одним из самых богатых на Волыни центров торговли, выдающимся культурным
центром, в городе были переведены контрактные ярмарки, в Дубно приезжала
окраинная шляхта, были построены крупные имения в уезде.
В 1813 году после пожара был восстановлен и
отреставрирован костел. Этот ремонт или обновления были капитальными, так как в
описаниях говорится, что над костелом были сведены своды, крыша, костел по
центру и с южного фасада был оштукатурен, что можно трактовать как расписан,
или как окрашен. Вероятно, речь идет о живописи на своде костела.
В 1815 году после сокрушительного пожара был
заново отстроен и отреставрирован дом монастыря. Поскольку существуют документы
на монастырь и костел по состоянию, в котором здания были сразу же после этих
ремонтов или реставраций, можно определить, что оформление памятников
архитектуры полностью сформировались на тот момент и почти не изменялись на
протяжении всего XIX века. Монастырь и костел в своих фасадных частях приобрел
некоторые черты раннего классицизма. Неизвестный нам архитектор сделал
изысканную экзотическую декорацию фасада, которую автор статьи о городе Дубно
от 1881 года, прокомментировал таким образом, что видел монастырь и назвал его
мавританским. Здания построены в ретроспективных стилях - неоготическом,
мавританском, которые были распространены в архитектуре раннего классицизма.
Следует заметить, что в то самое время, когда
реставрировали монастырь и костел кармелитов, в Дубно плодотворно работал
выдающийся архитектор классицизма Генрик Иттар, итальянец по происхождению, а
также другой талантливый архитектор Доминик Мерлини. Иттар даже поселился с
семьей в Дубенском уезде.
В дальнейшем монастырский комплекс претерпел еще
один пожар в 1844 году, после чего он был отстроен. В 1855 году был проведен
очередной ремонт монастыря.
Монастырский комплекс парадным
фасадом обращен к югу. Костел был построен в стиле раннего барокко. Его южный
фасад был завершен треугольным фронтоном, который уничтожен недавно.
Кельи находятся в корпусе, имеющем форму буквы Г. Здание двухэтажное, вдоль переднего фасада проходит открытая арка-галерея. Главный вход оформлен барочным порталом с тремя лепными вазами наверху. Между костелом и монастырем существует небольшая колокольня, которая потеряла первоначальное внутреннее планирование, и деревянный верх с рупорами. Когда-то в помещении колокольни были, вероятно, винтовые лестницы наверх, от которых осталась только шахта. В XIX веке на колокольне было 3 колокола. В 50-х годах XX в. изменена крыша костела на 4-стороннюю, фронтон костела разобран.
Кельи находятся в корпусе, имеющем форму буквы Г. Здание двухэтажное, вдоль переднего фасада проходит открытая арка-галерея. Главный вход оформлен барочным порталом с тремя лепными вазами наверху. Между костелом и монастырем существует небольшая колокольня, которая потеряла первоначальное внутреннее планирование, и деревянный верх с рупорами. Когда-то в помещении колокольни были, вероятно, винтовые лестницы наверх, от которых осталась только шахта. В XIX веке на колокольне было 3 колокола. В 50-х годах XX в. изменена крыша костела на 4-стороннюю, фронтон костела разобран.
Участок современного парка в целом совпадает с
конфигурацией старинной ограды монастыря по состоянию на XVIII век. Сохранились
две линии старинной ограды с юга и с востока. Ограждение сложено из
оштукатуренного кирпича и побелено. В средине ХХ века с запада
хранились фрагменты каменной ограды, которая позже была заменена металлической
сеткой.
Старинный монастырь имел большой участок под
садами и огородами, которые простирались на восток и на запад от ограждения
монастырского подворья. В начале XX века, после того, как было проведено шоссе
«Дубно – Ровно», сад с запада был ликвидирован. В XIX веке дворы монастыря и
костела были разделены на две части узким проходом, который вел к парадному
входу в монастырь. Восточная половина двора представляла собой типичный
монастырский погост с фруктовыми деревьями и скульптурной композицией
религиозного содержания. Композиция состояла из двух статуй - Богоматери,
которая была обращена к городу, и Иисусом - с противоположной стороны. Эти
скульптуры были установлены в двусторонней часовне, которая состояла из
столбов, над которыми были своды с гонтовой крышей. По данным старожилов
города, недалеко от часовни, была пристроена к
каменной ограде с юга, сквозная аркада - колокольня. В этом погосте,
ближе к забору, размещался дом для ксендзов, кухонные и деревянные
хозяйственные помещения.
В XIX веке западная половина современного парка
была предназначена для овощного огорода. Под ее оградой находился костельный
пансион с прачечной и хозяйственными помещениями. За ним простирался
монастырский болотный сенокос Горбачин.
Внутренний двор монастыря, прилегающий к
тыльному фасаду зданий, выходил также на болотистую местность. Слева, за
костелом, еще был овощной огород, где были построены деревянные конюшня и хлев
каркасной конструкции. Тыльная сторона огорода и внутреннего двора замыкалась
застройкой из нескольких деревянных жилых домов.
Кстати, монастырю принадлежало село Знесення
(впоследствии - пригород Дубна).
Монахини
этого монастыря жили по строгим правилам. Они ходили босыми, ели стоя, спали в
гробах, подвергали тело испытанием. Монахинь, которые воспитывали девушек,
дубенчане называли паненками. И это дало
название улице, ведущей к монастырю, Паненська (теперь Шевченко).
Во
времена существования монастыря кармелиток дорога к православному Крестовоздвиженскому
монастырю вела только через ворота этого католического монастыря, другой
прохода не было. Начальница кармелиток велела запереть монастырские ворота и
монахи Крестовоздвиженского монастыря были заперты в своем монастыре, как в
тюрьме. Почаевская лавра, которой принадлежал Чеснохрестский скит требовала
передачи всего кармелитского монастыря Крестовоздвиженской пустыне. Было это в
1867, а дело закончилось в 1890 году, когда вся территория кармелитского
монастыря вместе со зданиями по царскому указу была передана
Крестовоздвиженской пустыни, а монахини были переведены в другое место. Перед
отъездом они уничтожили в монастыре все, что можно было уничтожить, - окна,
полы, печки, а землю и здания передали в фиктивную аренду. Православное ведомство
за короткий срок перестроило здания монастыря. Так, в начале ХХ в., над въездными
воротами появилась высокая колокольня. Костел также был увенчан высоким куполом
и был преобразован в храм св. Иова.
С приходом польской власти в 1921 году все надстройки
(колокольня и церковь) были уничтожены, а сам комплекс передан католическим
монахам-кармелитам босым.
Но эти монахи хозяйничали в нем недолго.
В
1922 году костел и монастырь были переданы римско-католическому девичьему
монастырю Провидения Божия.
Эти монахини ввели
при монастыре профессиональное училище для девушек, где кроме
общеобразовательных предметов, учили еще и домоводства, кройки и шитья.
В этом училище учились не только польские девушки, но и православные украинки.
После 1936 монастырь
был ликвидирован. Сразу после Второй мировой войны монастырь был
приспособлен под медицинское учреждение –онкодиспансер.
С осени 2004 года тут действует православный
Свято-Варваринский женский монастырь. На сегодня в монастыре организованы
регулярные богослужения, духовенство и сестры занимаются жильцами хосписа, который сейчас находится в здании. В
обители есть много святынь Православной Церкви, в том числе частицы мощей
святых: великомученицы Варвары и великомученика и Целителя Пантелеимона; прп.
Агпита, целителя Киево-Печерского и прп. Иова Почаевского; одного из убитых в
Вифлееме младенцев.
Несмотря на то, что сооружение внешне очень изменилось , исчезли
барочный фронтон, сам костел разделили на два этажа, на южном фасаде уничтожена
почти вся архитектурная детализация, этот комплекс смотрится красиво.
Еще
в XIX в. существовало предание, согласно которому в древности на той части
города, где находится монастырь кармелиток и улица Паненьська (ныне Шевченко)
когда-то рос дубовый лес, у которого возникло поселение Дубенка, которое затем
переросло в город. Очень вероятно, что в народном предании отражены
исторические реалии, поскольку действительно город с таким названием мог
развиться в окрестностях дубового леса. Наряду с этим, возможно, что укрепление
городища были построены из дубового дерева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий