На протяжении веков, начиная с Х в.,
на территории Волыни расселялись евреи. Численность
еврейского населения росла за счет миграции преимущественно из Европы и
естественного прироста, составляя значительную часть народонаселения
Волынского региона. Они
внесли большой вклад в экономическое и культурное развитие края. В XVIII в. много
евреев проживало и в Дубно.

С начала поселения в Дубно, евреям была выделена южная часть городской почвы, что подходила к болотистым берегам Сурмицького пруда. Согласно переписи населения в 1865 году с 7922 жителей города Дубно - 6285 (80%) были лицами еврейской национальности. Поэтому, в городе в 1857 году насчитывалось 15 синагог и молитвенных домов, 22 хедера. В 1794 г. была открыта еврейская типография, просуществовавшая 30 лет, в 1802 г. была открыта еще одна типография. В 1901 году в городе были два мужских еврейских училища.

По польским источникам в 1921 году на 1000 жителей в уездах Волынского воеводства евреев было: в Дубенском - 67 (общая численность населения 220 000).
Основными направлениями деятельности еврейского населения были сферы обмена и посредничества. Занимались ростовщичеством, промыслами, ремеслами, торговлей. Среди евреев были врачи, юристы, учителя, литераторы. Сравнительно меньше евреев было занято в сельском хозяйстве. Еврейское население имело органы самоуправления - кагалы, в 20- 30 гг. XX в. - еврейские гмины. Еврейские общины содерживали спортивные общества, учебные заведения, больницы, приюты. В Дубно была еврейская больница и приют. Среди евреев существовала имущественная дифференциация, богатые были владельцами домов, магазинов, предприятий, кинотеатров, фотосалонов. Во время первой мировой и гражданской войн Дубно часто переходил из рук в руки, что тяжело отразилось на еврейском населении города. В XVIII в в городе работал известный проповедник Яков бен Вольф Кранц / Маггид с Дубна /.
Слово
«синагога» - греческого происхождения, означает «собрание». На
иврите это здание называется «бейт-кнессет», то есть дом собраний. Синагога
играла существенную роль в жизни еврейского населения. Это
был не только дом молитвы, но и место собрания еврейского населения. При синагогах организовывались
школы. Поэтому
и улицы, где содержались синагоги, чаще называли Школьными. Синагоги
не выделялись величием размеров, ни богатством внутреннего интерьера. Все в
синагоге должно было служить главной цели - встречи с Богом. Все
синагоги ориентированы на Иерусалим, туда где когда-то возвышался Храм - Святая
Святых. Некоторые
каменные синагоги, в том числе и Дубенская, выполняли оборонительные функции.
На
карте Дубна, Ульриха фон Вердума от 1671 года, изображено еврейский квартал с
главной синагогой.
Дубенская
синагога, такая какая она сейчас, была построена в 1784 году на месте древней
XVI в., и является одной из крупнейших синагог на Западной Украине. Строилась
она в стиле барокко, так называемого девятиполевого синагогального типа. Это
была новая интерпретация центристской планировочно-пространственной структуры
интерьера. Простой
мужской зал, основанный на квадратном поле, перекрывался девятью полями
крестовых сомкнутых или парусных сводов, опиравшихся на четыре мощные каменные
опоры. Начало
перестройки этой большой синагоги датируется 1782 годом. Купол поддерживало 12
колонн, построенных в 4 ряда. Как
записано в хронике иудейской общины, строительство синагоги продолжалось 12 лет.
В 1885 году
70-летний мужчина рассказал о том, что услышал от своего отца, как праздновали
закладку краеугольного камня. На досках, возложенных на пустых бочках, угощали
водкой и медовыми пирогами в присутствии князя Любомирского, который
благословил строителей такими словами: «Завершите ваш подвиг и молитесь в этой
синагоге Предвечному, который создал землю и небо и в его руках все живое ...»
В знак благодарности владельцу Дубна, над
входной дверью синагоги установлено позолоченную таблицу. На
ней родовой герб Любомирских с инициалами князя, а под ними фраза: «Мы
находимся в Божьем Доме» и дата новоселья. Со
дня основания синагоги действовал хор, исполнявший лучшие композиции еврейской
литургии (некоторые даже на несколько голосов). Здесь
действовал и детский хор, который часто выступал в Острожской синагоге и в
других иудейских храмах Волыни.
Толщина стен
синагоги напоминает о ее оборонительном характере. Элементами
укреплений были контрфорсы и ренессансные трехъярусные аттики с бойницами на
фасадах. В
отличие от костельной и церковной барочной архитектуры, в которой внешняя
сторона была направлена к одной стороне - фасаду, в синагогах проявляется тенденция к обработке
объема (по аналогии с ратушевой архитектуры). Художественный
эффект, в основном, достигался благодаря умелому применению контраста.
Во
время Первой мировой войны австрийская артиллерия нанесла ущерб иудейскому храму
и отстроен он был только в 1920-х годах. В
1930-х годах, когда позолоченный ковчег потерял свой блеск, а деревянный пол
начал гнить, Самуил Гурвиц, владелец мельницы на Сурмичи и тогдашний староста синагоги, обновил ковчег
золотом, а деревянный пол заменил на хорошие бетонные плиты, пожертвовав на это
1000 серебряных рублей. В
годы фашистской оккупации, осенью 1941 года, в Дубно было создано гетто,
которое располагалось возле центральной синагоги и тянулось до прилегающих к
ней улиц вправо и влево от нее. С
гетто в период оккупации вывезено и расстреляно около 12 000 евреев. Единицам
из них удалось спастись благодаря милосердию дубенчан.
С
1993 года синагога входит в состав Государственного историко-культурного
заповедника г. Дубно, но она не исполняет своих функций как храм, поскольку
здешняя еврейская община достаточно малочисленна и не может наладить ее
деятельность.
Сколько трагедий хранит это здание.
Возле
восточной стены синагоги находились могилы евреев, погибших еще во время
восстания Б.Хмельницкого в 1649 году. Поляки не разрешили им
укрыться в крепости. В
национальный день траура еврейского народа (день, когда были разрушены Первый и
Второй Иерусалимские храмы) здесь оплакивали погибших.
В конце 70-х годов, прошлого века, когда улица носила название ДОСААФ, мне доводилось проходить теоретический курс парашютного кружка в помещении синагоги. Сами прыжки были естественно в Вороново.
В конце 70-х годов, прошлого века, когда улица носила название ДОСААФ, мне доводилось проходить теоретический курс парашютного кружка в помещении синагоги. Сами прыжки были естественно в Вороново.
Использовались цитати: с сайтов "Історична Волинь" , "Вiртуальне мiсто
Рiвне"
Комментариев нет:
Отправить комментарий