Вследствие первого раздела Польши в 1772 году, часть галицких земель (80000
кв. км) вошла в состав владений Габсбургов — (впоследствии
Австро-Венгрия) — с названием Королевство Галиции и Лодомерии и Великое
Герцогство Краковское. В 1786 к королевству присоединена Буковина,
сделавшаяся австрийской с 1777 года. По третьему разделу Польши (1795)
Австрии досталась северная часть Галиции до реки Буга, названная
Западной Галицией, в отличие от прежде приобретенной Восточной Галиции.
После разделов
Речи Посполитой и
присоединения к Австрии земель воеводства
Русского, местные
магнаты и шляхтичи были обязаны подтвердить свои сословные права и привилегии в
империи Габсбургов через процедуру легитимации — их права проверялись специальной
«Магнатской комиссией» или подтверждались через суд. Итогом данной процедуры
стал гербовник, который в 1857 году был издан во Львове под названием «Poczet
szlachty galicyjskiéj i bukowińskiéj». Шляхта это привилегированное сословие.
Дворянство в Австрийской империи до присоединения
Галиции
В
Австрийской империи «титулованное дворянство» (нем. Betitelter Adel) с 1806 г. (то есть с распада Священной Римской империи) состояло из пяти ступеней и имело
следующие титулы:
- «Благородный» (нем. Edler) — низшая ступень — титулы «Edler von…»;
- «Имперский рыцарь» (нем. Reichsritter);
- «Барон» (нем. Freiherr);
- «Граф» (нем. Graf);
- «Князь» (нем. Fürst).
После
Императорского указа от января 1757 г. (изменен 16 апреля 1811 г.) каждый
офицер, который отслужил беспорочно 30 лет и принял участие как минимум в одной
битве, мог ходатайствовать о возведении в дворянское достоинство. Без участия в
военных походах срок обязательной службы составлял 40 лет. Офицер-дворянин
стоял ближе всех к родовой аристократии.
Австрийской
особенностью было «орденское дворянство», существовавшее с 1758 г. и связанное
с пожалованием Военным орденом Марии Терезии. Впоследствии приобретение титулов
Ritter и Freiherr также было распространено на кавалеров различных степеней
орденов св. Стефана, Леопольда и Железной короны. Ноблированные принадлежали к
так называемому «второму сословию» — они не относились ни к аристократии
(«первому сословии»), ни к «народу» в общепринятом смысле. Это были
ноблированные офицеры, предприниматели, служащие, художники и люди прочих
свободных профессий, которые оставались преимущественно простыми людьми по
своему менталитету и социальному поведению, несмотря на ноблизацию. Австрийское
второе сословие образовалось в XVIII веке, а начиная с середины XIX столетия в
него частично вошла либеральная буржуазия.
После
распада Священной Римской империи в 1806 г. Габсбурги, которые были
Австрийскими императорами ещё с 1804 г., продолжали возводить во дворянство
подданных до краха монархии в 1918 г. Некоторые дворяне даже зарабатывали себе
право быть наследственными пэрами в Палате господ (Herrenhaus) имперского
совета (Reichsrat) — парламента Австрийской империи.
Шляхта королевства Галиции и Лодомерии и герцогства
Буковина в составе Австрийской империи
Процесс
подтверждения шляхетского достоинства на западно- и восточнославянских землях
бывшей Речи
Посполитой, что отошли
к империи Габсбургов в 1772 году, был начат с самого
начала вхождения данных земель в состав Священной Римской империи (с 1806 г. Австрийской
империи), была
создана «Магнатская комиссия», которая была составлена из самых известных магнатских родов края. Она рассматривала
каждое дело о шляхетстве по существу, но в отличие от Российской
империи, в случае
отказа в признании шляхетских прав за каким-то родом этот род имел право
обжаловать это решение в суде, и тогда суд принимал окончательное решение по
данному вопросу.
Для
подтверждения своего шляхетского достоинства претенденту на шляхетство в
королевстве Галиции и Лодомерии необходимо было в суде привлечь в качестве
свидетелей трёх других лиц, которые имели шляхетское достоинство и могли
подтвердить данное достоинство у лица (лиц), которые его добивались. Поскольку
документация (метрики о крещении, бракосочетании, смерти и другие) в
католических и греко-католических храмах украинских земель Речи
Посполитой была
организована на тогдашнем европейском уровне, то данная процедура не составляла
особого труда для большинства шляхетских родов, и практически все они её прошли
без особых затрат. Практически все шляхетские роды подтвердили своё шляхетское
достоинство, хотя и были исключения, когда из-за утери метрикальных документов
у определенной категории обедневшей (ходочковой шляхты) возникали проблемы по
подтверждению своего статуса.
На 1778 год,
по «Иосифинской
метрике» (первый
земельный кадастр Галиции) в Галиции проживало около 2,6 миллионов человек,
количество шляхты составляло 19 тысяч родов, с членами семей до 100 тысяч
человек (около 3 % от всего населения Галичины).
В 1857 году
был издан шляхетский гербовник, в который были внесены все те
представители шляхетских родов, что смогли подтвердить свой статус. Также стоит
отметить, что в империи Габсбургов некоторые роды поддались искушению и
фактически купили себе высшие титулы — графов, или баронов, которыми они не обладали в
предыдущее время.
Религиозная
принадлежность аристократии, точно так же, как этническая, не имела особого
значения — австрийский дворянин (нем. — österreichischer Adel) мог
принадлежать к любой из религий, признанной в пределах габсбургской империи:
римо-католической в Австрии, Венгрии и Польше, протестантской в Богемии (Чехии) и Трансильвании, греко-католической и православной
в Галиции и Трансильвании. «Право веротерпимости» (нем. Toleranzpatent), что было установлено декретом императора Священной Римской империи Иосифа
II в
1781 году. Этот декрет сравнял в правах украинскую, или выражаясь языком того
времени — греко-католическую шляхту с польской — католической (православных, протестантов и
греко-католиков с католиками). Украинские шляхтичи и священники обрели равные
права и возможности с шляхтой других христианских конфессий. В 1907 году в Самборе 57 выходцами
из шляхетских семей было основано "Общество русской шляхты в
Галичине" (организация «Товариство руської шляхти , в 1938 году преобразованное в товарищество
«Украинской шляхты им. Петра Конашевича-Сагайдачного» (укр. Української шляхти ім. Петра
Конашевича-Сагайдачного).
Околичная шляхта Червоной Руси
Одной из особенности Галиции, как и других земель Западной Руси, входивших в состав Речи Посполитой, наличие большого количества околичной шляхты. Несмотря на имевший место процесс полонизации в XV—XX вв, большая часть данного сословия сохранила греко-католическую веру и язык. Однако, несмотря на происхождение и значительное количество, в отличие от польской шляхты, она в силу разных причин так и не стала основой для национального возрождения, где её заменили выходцы из греко-католических священнических семей (которые, однако, в большинстве также имели шляхетское происхождение).

Среди
потомков червонорусских шляхетских родов до первой половины XX века не было
однозначной национальной политической однородности. Большинство из принимавших
участие в национальных культурно-просветительских организациях края
принадлежали изначально к галицко-русскому движению, однако с ростом
национального движения к XX постепенно переходят на украинофильские позиции.
Из-за такого
значительного количества украинской шляхты в сельских местностях в XIX в. часто
имели место случаи обрусения потомков польской шляхты и их переход из
римо-католичества в греко-католичество. Данный факт в Межвоенной Польше
послужил аргументом для утверждения, что вся околичная шляхта Восточной Галиции
является польской по происхождению, впоследствии утратившая язык и сменившая
веру из-за недостатка костёлов, и действий греко-католических священников. По
данным организаторов, из 800 тыс. выходцев из околичной шляхты во всей
Межвоенной Польше на 1930-ые года 300 тыс. проживали на Прикарпатье. Из них только 20% были
римо-католического исповедания, притом половина из них была украиноязычной.
Потому одним из действий польского правительства в рамках полонизации было
создание "Общества околичной шляхты" (польск. Związek
Szlachty Zagrodowej), ставящее
за цель просвещение, издание литературы (в.т.ч. на украинском языке, из-за
общего слабого владения польским языком среди рядовых членов данного общества)
и другие методы для реполонизации околичной шляхты. Из-за незначительного
периода работы данного общества особого успеха добиться оно не успело. Тем не
менее, во время обмена населений имел место случай выезда околичной шляхты села
Бачина в Западные регионы Польши..
Комментариев нет:
Отправить комментарий